Краснодарский шкаф купе https://novaya-mebel.pro/nashi-raboty/shkafy/ от производителя.

Новости


Корона императора Тиберия

Общая информация
Карта

Корона императора Тиберия

14.01.2014


К числу не вписывающихся в современное мировоззрение объектов можно отнести древние артефакты, для создания которых требовался уровень технологий, значительно превышавших существовавшие на тот момент согласно мнению официальной науки. Однако далеко не всегда свидетельства о таких объектах оказываются достоверными.

Бюст императора Тиберия.
Бюст императора Тиберия.

Например, широкое распространение получила история об алюминиевой короне или чаше, которая была изготовлена во время правления римского императора Тиберия (начало I в. н. э.). В современных научных и научно-популярных изданиях можно встретить пересказ следующего сюжета, сопровождаемый ссылкой на Плиния Старшего.

Некий римский ювелир продемонстрировал Тиберию чашу, изготовленную из ранее неизвестного металла, который удалось добыть из глины. Чаша блестела подобно серебру, но при этом была лёгкой. Император был впечатлён открытием, но при этом испугался, что новый металл может привести к обесцениванию серебра и золота. Поэтому, убедившись, что никто, кроме самого ювелира, не знает секрета изготовления неведомой субстанции, он приказал отрубить ему голову.

Детали этого рассказа могут отличаться. Вместо чаши нередко упоминается тарелка, ваза или корона. Материальных объектов, которые могли бы выступить в качестве подтверждения этого рассказа, до наших дней не сохранилось. Однако изложенная выше история преподносится как свидетельство того, что уже в I веке нашей эры был открыт секрет изготовления мягкого легкого серебристого металла – то есть, алюминия. В то же время, согласно официальной науке, алюминий был впервые получен в 1825 году. До этого, хотя различные соединения алюминия применялись достаточно широко, он не был известен как самостоятельное вещество.

В.В. Верещагин. "Визит Марии Магдалины к императору Тиберию".
В.В. Верещагин. "Визит Марии Магдалины к императору Тиберию". Иерусалим, Церковь Марии Магдалины.

Проанализировав первоисточники, исследователь Алексей Клемешов пришёл к выводу, что на самом деле "алюминиевой короны" или "алюминиевой чаши" императора Тиберия никогда не существовало. Для разрешения спорной ситуации он обратился к первоисточнику. Плиний Старший упоминает сюжет о ювелире в контексте описания способов изготовления стекла. Он пишет лишь о том, что, по слухам, при Тиберии был изобретён новый способ изготовления стекла, позволявший делать его гибким. Вот как этот отрывок звучит в переводе Г.А. Тароняна: "Рассказывают, что при принцепсе Тиберии был придуман такой состав стекла, что оно было гибким, и тогда мастерская этого мастера полностью была уничтожена, чтобы не понизились цены на металлы, медь, серебро, золото, однако слух этот был скорее упорным, чем верным". Подчеркнём, что эта история приводится как слух, а не как достоверная информация.

Кроме того, сходный сюжет пересказывается и в "Сатириконе" Петрония Арбитра в. В нем речь идёт о стекольщике, предъявившем Цезарю небьющийся стеклянный фиал. Стенка этого сосуда при ударе не разбивалась, а прогибалась, и её можно было выправить с помощью молотка. Финал истории такой же, как и в предыдущих вариантах. Далее текст цитируется в переводе Б. Ярхо: "Был такой стекольщик, который сделал небьющийся стеклянный фиал. Он был допущен с даром к Цезарю и, попросив фиал обратно, перед глазами Цезаря бросил его на мраморный пол. Цезарь прямо-таки насмерть перепугался. Но стекольщик поднимает пиал, погнувшийся словно какая-нибудь стеклянная ваза, вытаскивает из-за пояса молоток и преспокойно исправляет фиал. Сделав это, он вообразил, что уже вознесся до престола Юпитерова, в особенности когда император спросил его, знает ли еще кто-нибудь способ изготовления такого стекла. Стекольщик… говорит, что нет; а Цезарь велел отрубить ему голову, потому что, если бы это искусство стало всем известно, золото ценилось бы не дороже грязи". Похожий сюжет кочует от одного императора к другому в трудах других древних философов.

Кубок, прославлявший триумф императора Тиберия (Лувр).
Чаша, прославлявшая триумф императора Тиберия (Лувр).

Можно предположить, что античный сюжет, который в тексте Плиния наиболее близок к первоначальному варианту, со временем превратился в легенду, которую каждый рассказчик обогащал теми или иными деталями. В результате появились сюжеты о "короне императора" или "алюминиевой чаше". Несмотря на то, что труды Плиния, в том числе и тот фрагмент, в котором содержится эта история, переведён на русский, и проверка первоисточника не представляет большой сложности, легенда получила широкое распространение и в научной литературе. В частности, она появлялась в журнале "Химия и жизнь" и в энциклопедии "Алюминий. Тринадцатый элемент" (2007) и других источниках.

Изображение Тиберия на монете.
Изображение Тиберия на монете.

Поскольку достоверные свидетельства существования алюминиевых изделий в древности отсутствуют, ученые пытались доказать возможность наличия таких артефактов и другим путём - создав метод получения алюминия, который мог бы быть реализован на уровне развития технологий, существовавшем в Древнем Риме. Эту задачу пытался разрешить немецкий химик Вильгельм Якоб. В 1980 году он опубликовал описания химических процессов, которые, по его мнению, могли быть воспроизведены в древности. Однако его статья подверглась критике со стороны других ученых, и позднее Якоб был вынужден признать ошибочность своей теории. Тем не менее, ссылки на её до сих пор можно встретить в статьях, авторы которых убеждены в истинности истории о "короне императора Тиберия".

В то же время, нельзя безоговорочно утверждать, что алюминий был полностью неизвестен до момента его получения в начале 19 века. Не исключено, что существовали технологии, позволяющие получить алюминий в крайне небольших количествах. Кроме того, этот металл встречается и в форме самородков. Тем не менее, с уверенностью можно сказать, что алюминий не мог быть получен в количестве, достаточном для изготовления чаши или другого предмета такого размера. Следовательно, "алюминиевая корона императора Тиберия" - это всего лишь легенда, возникшая в результате искажения первоисточников.

Лит. Plinius. Hist. Nat. XXXVI. 66, 195; Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / пер. с лат. Г.А. Тароняна. М., 1994. С. 146; Клемешов А. "Корона императора" и другие алюминиевые артефакты древности // "Аномалия", 2013. №2; Васильев М. Корона для римского императора // Техника молодёжи. 1982, №3; Римские серебряные кубки [Электронный ресурс] Код доступа: http://cicerone2007.dreamwidth.org/69313.html; Дроздов А. AL. Тринадцатый элемент. Энциклопедия. Библиотека РУСАЛа, 2007, 240 с.; Венецкий С. Рассказы о металлах. М.: Металлургия, 1985. 239 с.

Теги: артефакты, исторические артефакты

загрузка карты...


загрузка карты...

Обсудить: Тема на форуме
Перейти на общую карту